I часть
Торговля в EVE, возможно одно из самых прибыльных и опасных занятий. Вы можете очень быстро заработать миллионы, и потерять их в один момент. Наряду с некоторыми правилами, следуя которым Вы можете уменьшить риски, существуют несколько фундаментальных правил торговли, которые Вам следует понять, прежде чем Вы ступите на скользкий и извилистый путь, именуемый — карьера торговца, или же на этом пути Вас будет ждать фиаско. Ниже приведены самые основные правила, которые следует понять для успешной торговли в EVE.
Экономика.
В то время, как многие понимают как зарабатывать ИСКи, лишь очень не многие действительно четко осознают суть концепции. Основополагающая идея торговли проста – купить по низкой цене, продать – по высокой. Понятное всем утверждение. Любой может загрузить товаром свой Индус, пролететь несколько джампов, продать товар и назвать себя торговцем. В то время как большинство торговцев подобного рода, считают это достаточным для успеха в торговле, есть несколько особенностей отличающих «просто торговцев» от «действительно успешных Торговцев». Рассмотрим подробно эти моменты:
Время – деньги.
Торговля требует времени. Реального времени. То, как Вы тратите ваше время в EVE на торговлю, непосредственно соотносится с тем, как много Вы будете иметь ИСКов, по окончанию сегодняшней игры. Торговый перелёт в 20 прыжков, требующий 1 час на выполнение и приносящий 6кк ИСКов прибыли, не так хорош, как альтернативный маршрут в 3 прыжка, каждый из которых приносит Вам всего лишь 2кк ИСКов, и в сумме занимающий 45 минут. Очевидно? Вы будите удивлены. Многие игроки ищут эти «длинные перевозки», мгновенного вливания больших сумм наличных, делающих кошелёк толще, и абсолютно игнорируют «короткие перевозки», приносящие меньший доход. Вы можете заработать больше, чем эти недальновидные игроки, если посчитаете. Вывод — Считайте.
Размер – имеет значение.
Я говорю о размере трюма. О физическом размере товара/предмета, которым вы торгуете и которым загрузите трюм. С первого взгляда, торговля некоторыми предметами кажется весьма прибыльной, но подробное рассмотрение этих предметов показывает, что это не так. Разные предметы в EVE имеют разный объём, и понимание того, насколько «большой» предмет позволяет оценить, насколько торговля им выгодна. Наиболее чёткое представление об этом мы получим, если поймём, что, по сути, мы продаём объём трюма нашего корабля, чем дороже – тем интересней. Возьмем, к примеру «construction blocks». Этот тип товаров обычно ловушка для новичков. Мельком глянув в окно Маркета, Вы замечаете ордера на покупку по 700 ISK где-то невдалеке, и моментально покупаете эти блоки у себя на станции по 600 ISK — «кажущаяся» прибыль 100 ISK с единицы товара. Отличная сделка? К сожалению – нет. Дело в том, что каждый «construction blocks» имеет объём 4, который в свою очередь преобразуется в 1/4 того количества единиц товара, которые Ваш корабль сможет увезти за одну перевозку. Помните мы говорили о том, что, по сути, Вы продаёте объём Вашего трюма, и таким образом кажущиеся выгодными «construction blocks» имеют отношение карго к стоимости 0,25, а не 1, то есть мы заработаем только 25 ISK с единицы объёма трюма. С другой стороны, давайте посмотрим на «antibotics». Объём антибиотиков 0,5 и торговля ими приносит 18-36 ISK прибыли с единицы товара. Но, в единицу объёма трюма грузится две единицы товара, что эквивалентно 36-72 ISK за единицу объёма трюма. Интересней чем торговля пыльными «construction blocks», согласны? Вывод — Знайте Ваш трюм.
Ориентируйтесь в своём регионе.
Знание – сила. От того знаете ли Вы, что продаётся, а что нет, спрос и предложение в выбранном вами регионе, будет зависеть, поднимитесь ли Вы вверх по каръерной лестнице, или же ваши мечты разобьются. Уделите время на изучение Вашей солнечной системы (и ближайших систем) и запомните, что продаётся постоянно в подведомственной области. Выучите цены продажи и покупки. Делайте записи, как о ценах, так и об объёме продаваемых и закупаемых товаров. Есть такая забавная штука. Часто Вы можете найти товар, который можно дёшево купить и дорого продать достаточно близко, и выглядит это как великолепный торговый маршрут. Но, если потребителю нужно только 176 единиц товара, а поставщик имеет в наличии 157к на продажу (плюс-минус), не связывайтесь с этим. Касательно этого есть исключение, и оно будет описано в дальнейшем, пока же не обращайте внимания. Вывод – сделайте домашнюю работу, исследуйте родной регион.
Навыки.
Набор навыков, необходимых для торговли в еве, обширен и включает в себя разные ветки. Путь обучения может быть не так запутан, как путь бойца или майнера, но требует не меньшего вложения времени. Вы начинаете играть с очень ограниченным доступным количеством высокоуровневых навыков (в противовес другим профессиям, имеется в виду, что вы при создании персонажа выбрали направления Trade, а не раскидывали атрибуты и навыки вручную, лень было?.. а ведь многое потеряли..), но Вы всё быстро наверстаете, приложив капельку усилий (и уйму времени – атрибуты надо раскидывать в ручную, хорошенько посчитав, что нужно, а что не очень). Занявшись прокачкой, Вы можете создать правильного персонажа, основываясь на начальных навыках и докупая необходимые. Необходимые навыки:
Frigate (расовый навык) – нужен, так как его знание требуется почти всеми более крупными кораблями, особенно Индустриальными кораблями.
Navigation – обязателен к изучению. Этот навык является базовым для некоторых высокоуровневых навыков, обеспечивающих скорость, управляемость корабля и экономичность полёта.
Mechanic – ещё один обязательный к изучению навык, позволяющий модифицировать корабль, и увеличивать ёмкость карго (трюма).
Trade – очевидно. Так же даёт доступ к высокоуровневым навыкам, и позволяет размещать большее количество ордеров на покупку/продажу.
Industrial (рассовый навык) – в зависимости от выбранного Вами корабля и расы, которой Вы начали играть.
Примечание: это наиболее простые навыки, которые необходимо иметь для того, что бы развивать персонажа дальше.
Кто-то возразит, сказав, что линейка лёнинг – «мозговая мощь» — и должна быть изучена первой. И я с ним действительно соглашусь, но вместе с этим замечу, что чтобы начать торговать, навыки, что мы рассмотрели ранее, не являются «необходимым». Эти навыки могут быть изучены в процессе изучения лёнингов, так быстро, как позволит время (и деньги). Это, в дальнейшем, позволит Вам сразу приступить к изучению высокоуровневых навыков, а в настоящем не скучать, в ожидании окончания изучения лёнингов.
Оборудование.
В начале игры Вы, несомненно, будете ограничены со стороны навыков и денег, и, следовательно, будите использовать самое простое оборудование. Быстрый фриг, несколько карго экспандеров, и, может быть, АБ (Afterburner) или МВД (Micro Warp Drive). Не бойтесь этого, скоро всё изменится (я бы сказал, встанет на свои места). С приходом денег, Вы выучите больше навыков и пересядете на лучший (с бОльшим карго) корабль, а торговать станете более дорогостоящим товаром.
Можно много говорить о «лучшем» корабле, но я оставляю эту область на Ваше исследование. Наиболее важными моментами я считаю — скорость и объём карго. Выберите Индус, на котором Вам хотелось бы летать, изучите необходимые навыки и купите корабль.
Автор считает, что хорошим выбором является Bestower (видимо, родная раса автора — Амарр), в сравнении с первыми галлентскими Iteron’ами. По крайней мере, он летал именно на нём, по недлинным торговым маршрутам, и считает, что зарабатывал достаточно, для того, что бы купить навык галентского Индуса и изучить его.
Iteron Mark V – лучший перевозчик грузов. По размеру карго его не превзойдёт не один Индус, но на него нужен навык галлентского Индуса V уровня, а он учится достаточно долго, что-то около 29 дней, в зависимости от лёнинг скилов (не всё так печально). Поспрашивайте, многие пилоты индусов любят поговорить о своих кораблях, впрочем, так же как и все остальные. Иногда Индус и фриг не удовлетворяют требованиям. Многие успешные торговцы пилотируют различные типы крейсеров, дестроеров и даже интерсепторов. Каждый из типов кораблей имеет свою область применения, но многие начинающие пилоты не имеют достаточно времени для тренировки нужных навыков или денег, что бы купить их, много реже – самих кораблей (спустя какое-то время, денег торговцу начинает хватать на всё). Совет такой, будьте готовы к тому, что позже, в Вашей карьере Вы сможете (или Вам придётся) управлять и другими кораблями.
Деньги в еве.
Интересное место! Для того, что бы делать деньги требуются деньги, но как можно заработать деньги не имея их? Что ж, Вы не можете. Вам следует для начал покопать минералы, или поработать на агента, или, если у Вас достаточно храбрости, поохотится на пиратов или побыть пиратом. Автор рекомендует агентранерство. На быстром корабле Вы можете заработать несколько миллионов достаточно быстро, даже работая на самого простого агента. Если Вам ближе добыч руды, берите несколько добывающих лазеров и вперёд, но учтите, что Вам потребуется заработать несколько миллионов, прежде чем Вы сможете начать торговать (лирическое отступление: попробуйте пострелять пиастров в белтах или пройти комплексы 1/10, 2/10 – это по своему интересно). В принципе это не сложно, но требует времени. Если Вы успели познакомиться с несколькими игроками, Вам, возможно, удастся ссудить у них нужную сумму. Тем не менее, если Вы пошли по этому пути, будьте уверены, что сможете вернуть деньги вовремя и без проблем. Избегайте навлекать на себя гнев более сильных пилотов-вояк, людей, которых не стоит встречать потом, летя в лоусеке на загруженном до верху дорогим товаром Индусе. Долги прийдётся отдавать в любом случае, вопрос в том, каким образом?
Рынок.
Рынок (Маркет) EVE – место, где Вы покупаете и продаёте большинство товара. Некоторые предметы не могут быть отображены в Маркете и продаются через Эскору. Я не собираюсь описывать Эскору, просто скажу, что этот рынок то же существует, и он отличается от Маркета. Окно Маркета позволяет производить сортировку товара по дистанции (количеству джампов) от Вас до товара, по количеству представленного товара, его цене, месту положению, а также изменять размер отображаемой области рынка (станция, система, регион). Обратите на это внимание. Обратите внимание на выбранный диапазон рынка, когда продаёте или покупаете что-то. Автор однажды купил 40 миллионов data sheets, которые оказались разбросаны по всему Lonetrek’у (предположим, что средняя цена 120isk, итого 4,8ккк isk – не пей за рулём!). В общем, определяйтесь на каком удалении от себя Вы хотите видеть рынок. Так же, есть часто упускаемое из вида подокно history, в котором можно посмотреть цены и объёмы оборота товара за разные промежутки времени. Используйте его. Оно покажет Вам цену, по которой стоит покупать или продавать товар, а так же (что, наверно, важнее), какой объём товара оборачивается на этом рынке. Хистори особенно полезно использовать на оживлённых рынках, с сильной конкуренцией.
Первые сделки.
Итак, у Вас есть несколько навыков, Вы наагентранили или накопали пару своих первых миллионов, и в ангаре у Вас быстрый фриг или Индус. Вы решили посидеть в тишине и найти, используя записи и здравый смысл, несколько простых торговых маршрутов. И вот Вы думаете купить n-ое количество товара, закинуть его в трюм и лететь продавать, так? И так и не так. Вот несколько вопросов, на которые Вы должны дать себе ответ:
А полон ли наш трюм?
Если нет, то стоит поискать ближайшие системы, в которых покупают что-либо, что Вы так же можете привезти. Оцените время, которое Вы потратите на доставку.
А на обратном пути Вы полетите порожняком?
Тут автор рассказывает историю про здоровенные американские 18-ти колёсные грузовики, которые жрут туеву хучу бензина, раскатывая пустыми по бескрайним дорогам Америки, а всё из за того, что далёкие родственники амарров не имели представления о логистике. Если кратко, то почему бы не захватить на обратном пути товар, который с прибылью (пусть даже не очень большой) продастся в Вашей родной системе?
А правильно ли экипирован ваш корабль?
Автор говорит о том, что если Вам надо отвезти всего пару сотен единиц дорогостоящего товара, то, на его взгляд, логичней делать это на быстром фриге и отвезти товар за два раза (помните анекдот – Маша, это хорошо, но два раза это, всё таки, два раза.. кого волнуют чувства Пети?), а не за один, на медленном индусе (интересно, про инстабуки он умалчивает намеренно? В общем, про них ниже). Так же, напоминает, не забыть загрузится на обратный путь. Время деньги (кто бы спорил, учитесь тратить..).
А не проходит ли Ваш маршрут через лоусектор?
В начале карьеры автор избегал подобных маршрутов (вспомним историю с покупкой 2кк data sheets, разбросанных по всему Лонетреку.. деньги есть, ума..). Так как, некоторые вкусные (особо вкусные), торговые маршруты проходят через системы с СС<0.5, то есть шанс, что Вы в этих системах встретите не менее одинокие сердца. Особо одинокими сердцами наделены пиастры, которые между тем, то же умеют анализировать Маркет и прикидывать маршруты неопытных торговцев. Избегайте лоусектор, а уж если Вам действительно необходимо лететь туда, развешайте предварительно инстаджампы. Используйте карту (F10), проверьте наличие «ships/pods destroyed in the last hour», и если кого-то завалили за час до Вас, просто не летите туда (угу, торгуйте минералами в зелёном космосе, сливки соберут Русские). Ну – Вы предупреждены.
На заметку (и это действительно важно). Цена закупки и продажи меняется при каждом действии игроков. Когда Вы продаёте какой-нибудь товар NPC, он — покупатель «обычно» снижает закупочную цену, когда ордер должен закрыться. Продажная цена, наоборот растёт, если товар покупается. По этому, если в закупочном ордере NPC 10 000 позиций, а вы возите по 3 333 единицы товара, не надо продавать каждую партию отдельно (потеряете, в связи с падением цены). Привезите весь требуемый товар, и продайте разом. То же самое, и с покупкой – покупайте разом (прим. Переводчика: всё несколько сложнее, со временем Вы это поймёте).
Промежуточные итоги:
— не летайте с пустым карго;
— исследуйте регион, записывайте, пытайтесь понять, ищите и считайте;
— учите навыки, это облегчит Вам жизнь и сделает её интересней;
— проверяйте Ваш маршрут на безопасность, не летите туда, где были недавно убиты корабли/яйца, до тех пор, пока Вы не будите уверены в том, что не разделите судьбу предшественников;
— не объединяйтесь в ганг с кем-то, кого Вы не знаете;
— используйте карго контейнеры (о них ниже), что бы увеличить объём перевозимого груза;
— модернизируйте свой корабль;
— и ещё одно, не спрашивайте других пилотов о торговых маршрутах, дабы не услышать в ответ грубое слово
II часть
Что следует делать дальше для того, что бы увеличить Ваш доход?
Давайте разбираться.
Навыки.
К этому моменту Вы уже должны иметь представление о том, какие навыки становятся важными. Группа Navigation с АБ, МВД и управляемостью корабля критична. Так же модификация трюма, модули подраздела hull upgrades (лучшие cargo expanders). Навыки из группы Spaceship Command, которые Вы изучите, должны быть направлены на то, что бы Вы смогли управлять выбранным типом индустриального корабля, и Вы должны быть нацелены на «больший» Индус. С этим понятно, что ещё?
Теперь мы собираемся сконцентрироваться на возможности использования всех преимуществ торговых навыков. Вы могли заметить, что каждый раз при продаже товара с Вашего счёта списываются средства на налоги, а при работе с ордерами Вы выплачиваете вознаграждение брокеру. Это происходит каждый день при любой сделке. К настоящему моменту навык Trade у Вас должен иметь V уровень, если до сих пор не изучили, сделайте это. Как минимум до III уровня. Теперь изучите навыки Marketing, Broker relations и Accounting.
Оборудование.
Модернизация, модернизация, модернизация! Приценитесь к лучшим каргоэкспанедрам и покупайте, если можете это себе позволить. Помните, Вы продаёте ваш трюм, и если расширив карго Вы сократите необходимое число перелётов, которое Вы делаете за маршрут, покупайте. Так же (это важно), купите несколько «giant secure containers», столько, сколько влезет в трюм. Secure containers – это самые дешёвые «каргоэкспандеры» (при условии, что Вы их дёшево купили). У карго контейнеров есть удивительное свойство вмещать в себя больший объём, чем они занимают место в трюме. Другая приятная особенность секъюрных контейнеров (secure containers), состоит в том, что если Вам не особенно повезло и Вы погибли, контейнеры (те, что password protected) могут быть заанчёрены, где бы Вы не умерли, делая невозможным для ваших врагов затянуть их в свои трюмы или открыть, и таким образом сохранят груз. Для этого вам потребуются навыки Corp management и Anchoring. Это не всегда работает (например, в системах с СС>0.7 или если контейнеры близко расположены), но если Вам везёт то всё пройдёт нормально.
Маркет и стратегии.
Автор немного рассказывает о старом устройстве Маркета и радуется, что в RMR рынок доработали. В основном, то, что качается навыков удалённой торговли линейки Trade.
Стратегия №1
Положим, Вы нашли хорошую сделку на рынке «antibiotics». Покупатель хочет купить 100к единиц. Антибиотики продаются на 17 различных станциях лотами по 8к на каждой. Потратите ли Вы день, на то что бы свезти всю партию на одну станцию? Вы, конечно, можете сделать это, но есть шанс, что кто-нибудь купит их раньше, или часть из них, или что упадёт закупочная цена, пока Вы собираете оставшиеся. Что же делать-то? Не продавайте небольшими партиями, пока не соберёте всю. Рынок поднимается и падает с появлением и закрытием каждого ордера, помните, что цена вернётся на место, и Вы сможете получить те деньги, на которые рассчитывали (речь идёт о NPC рынке). Имея соответствующие навыки, Вы можете войти в игру через день (или позже), проверить цену, и если она Вас устраивает, открыть «assets» и нажать «sell». Подразумевается, что Вы и антибиотики находитесь в переделах действия (зависит от уровня) ваших навыков.
Стратегия №2
Основываясь на вышесказанном, Вы можете пойти ещё дальше. Заплатите игрокам за доставку разбросанного груза! Создайте курьерские миссии (courier missions, Вы должны быть на станции, куда будет осуществляться доставка), и отдайте молодым водителям Индусов часть своей прибыли за доставку Вашего товара. Таким образом, Вы сбережёте массу времени, которое сможете потратить на другие вещи, которые покроют расходы на доставку. Смысл в том, что бы другие игроки доставляли Ваш товар, а Вы лишь продавали его по факту доставки. Для этого у Вас должно быть достаточно денег, и готовность ожидать, пока Ваши ордера прибудут на место, но тем, у кого достаточно денег и есть другие, более важные, дела – это отличное решение.
Минералы.
Кровь всех производственных корпораций. Некоторые регионы не имеют своего noxcium, у других — проблемы с Isogen. Узнайте, что требуется и сколько за это готовы платить. Цены на минералы растут и падают регулярно. Например, если Вы продавали Isogen по 100, это не значит что спустя неделю, или завтра, цена сохранится. Торговля минералами требует больших усилий и времени (на исследования) но ожидаемая прибыль велика.
Торговля модулями.
За это автор и любит профессию торговца, нишевая торговля, требующая значительно больше времени и исследований рынка для эффективного проведения операций. Некоторые модули могут стоить миллионы ISK за одну штуку. Для тех, кто достаточно смел и владеет достаточным состоянием, это, возможно, высший пилотаж торговли в EVE. Этот рынок не для людей со слабым сердцем. Пока автор писал эту статью, он имел несчастье оказаться банкротом как раз на этом рынке. В то время как вознаграждения огромны, риск так же огромен.